Историю делают люди. 95 лет жизни Катайского района – это труд, творчество, стремление двигаться вперед и развиваться тысяч жителей нашего края. Истинным патриотом катайской земли всегда был и мой дед Леонид Андреевич Чернов. Простой человек, всей душой любящий свою Родину. 15 лет Леонид Чернов посвятил развитию мотоспорта в Катайском районе. Многим молодым людям он сумел привить любовь к этому виду спорта. Мотоспорт стал частью и моей жизни.
Чернов Леонид Андреевич родился 12 ноября 1926 года в селе Сокольское Ивановской области в семье капитана речного флота. Отец Андрей Арсеньевич умер в 1928 году, и мать Ольга Ивановна переехала с голодного Поволжья на Урал в село Катайское Челябинской области. Леонид окончил четырёхлетку, а затем ремесленное училище.
Осенью 1943 года, изменив дату рождения в метриках (свидетельство о рождении) на 20 июля 1926 года, был призван на действительную военную службу и отправлен в часть 12 ноября 1943 года, в декабре 1943 года принял военную присягу в 24 строевом полку. Дата рождения была изменена умышленно, чтобы забрали на фронт. С учётом 6 месяцев учебки получалось 18 лет. Учебку проходил в Чебаркуле.
В боевых действиях участвовал в составе 11 Воздушно-Десантной бригады. При взятии Вены 10 апреля 1945 года получил тяжелое осколочное ранение в правую руку, результатом которого стала ампутация локтевого сустава. Правая рука стала короче левой на 12 сантиметров и держалась на коже и сухожилиях. До Победы оставался месяц боёв. О победе узнал, находясь в эвакуационном госпитале. За участие в боевых действиях был награждён правительственными наградами, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной Войны I степени, Орденом Славы III степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За взятие Вены», медалью «За победу над Германией». Несмотря на инвалидность (инвалид ВОВ II группы), больше 30 лет проработал слесарем-сборщиком компрессоров и насосов на Катайском насосном заводе. В минуты особого душевного состояния очень часто напевал песню, в которой были такие слова: «Кто под куполом белым спускался, страх и робость смешны для того, кто с десантником раз повстречался, тот навеки запомнит его! Мы парим, словно вольные птицы, и опасности смотрим в глаза, не страшны для десантника фрицы, а для фрицев десантник - гроза!
Дед имел очень горячий характер, но в тоже время был отходчив, рассудителен, смекалист и дипломатичен. Практически всегда находил выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Эти его качества позволяли ему устанавливать дружеские отношения со всеми людьми и добиваться решения вопроса в свою пользу. Был неравнодушен к техническим видам спорта, и эта любовь подтолкнула его вначале возродить мотокружок в 1977 году, а затем и возглавить мотоклуб «Патриот» и руководить им до 1992 года.
Любовь к мотоспорту дед привил и своим детям и внукам.
Родился я в то далёкое время, когда мост через реку Исеть был деревянным, а детсадовцев после полдника водили на прогулку в "Тополиную рощу". С девяти месяцев я по ряду обстоятельств воспитывался у дедушки и бабушки. Дедушку звал - Дедом, а бабушку – Мамой. В детском возрасте знакомые деда в шутку меня дразнили «Привет, раз Ковригин, раз Чернов». Когда мне было, я так полагаю 6 лет, от детских забав в "Тополиной роще" нас отвлёк незнакомый громкий треск. Самого источника треска видно не было, но звук перемещался. Вскоре появились они: мотоциклисты на необычных, ярко-жёлтых, и громко тарахтящих мотоциклах. Нас быстро собрали и отвели в садик. Это было моё первое знакомство с мотокроссом, полагаю что это было лето 1970 года. В это лето встречи с мотоциклистами были ещё два или три раза. На следующий год после долгого перерыва в начале лета в "Тополиной роще опять появились ОНИ. Мне это было жутко интересно и после садика я спросил у своего дедушки, кто это ездит под "горой" и мешает нам играть в "Тополиной роще"? На что дед мне ответил, что это мотогонщики и в воскресенье будут мотогонки.
Как я ждал это воскресенье! Утром в воскресенье я поднялся ни свет ни заря и был очень разочарован тем, что родители тоже уже были не то что на ногах, но уже одеты в полевую одежду. Дед мне пояснил, что сейчас поедем в лес по ягоды, а после обеда поедем смотреть мотогонки.
Народу под "горой", "тополиной роще" или под "пожаркой", кому как нравится, было невероятно много. Мне очень понравилось, как прыгали участники соревнований с горы в сторону рощи, у меня аж дух захватывало от этого зрелища.
Вечером мы с дедом приехали к Тюкалову дяде Саше, и во дворе я увидел два гоночных мотоцикла, на которых днём гоняли гонщики. Оказалось, что сын дяди Саши, Сергей Тюкалов, мой дядька, является гонщиком! Мне разрешили посидеть на мотоцикле, и я газовал и брызгал слюной от удовольствия. Гонки под горой я видел ещё 2-3 раза, а потом как-то всё забылось.
Перед дальнейшим повествованием хочу выразить искреннюю признательность, огромную благодарность и душевное спасибо всем, кто помог спортсменам мотоклуба "Патриот" добиться высоких результатов в мотоспорте и жизни, а именно: директору завода Кокотееву Вячеславу Михайловичу, гл. инженеру Рахвальчук Андрею Владимировичу, зам. директора по производству Маслакову Валентину Павловичу, зам. директора по снабжению Попову Вячеславу Александровичу, начальнику 2 цеха Жернакову Леониду Григорьевичу, сварщику 2 цеха Анашкину Василию, фрезеровщикам 2 цеха Говорухину Петру Григорьевичу, Ватагину Александру Михайловичу, Самойлову Андрею Ивановичу, токарям 2 цеха Шокину Владимиру, Санникову Александру, Плотникову Алексею, Шумскому Игорю Павловичу, мастерам 2 цеха Абрамову Евгению Георгиевичу, Хаземову В.Л., Хомякову А.М. работникам инструментальных кладовых 1 и 2 цехов, токарю 3 цеха Грехову Анатолию Павловичу, Начальнику транспортного цеха Усольцеву Юрию, диспетчеру транспортного цеха Кузнецовой Валентине Александровне, водителям транспортного цеха, Веретюк Александру, Хмарук Леониду, Волкову Николаю, Устюжанину Валентину, механику транспортного цеха Таушканову Сергею и многим другим, координатчику инструментального цеха Березину Николаю Алексеевичу, токарю инструментального цеха Соболеву Юрию Геннадьевичу, шлифовщику инструментального цеха Грехову Павлу Анатольевичу, всем термистам инструментального цеха, строгальщику инструментального цеха Рябкову Николаю Михайловичу, электроэрозионщикам Воробьеву Валерию Владимировичу и Чистякову Юрию Михайловичу, начальнику кислородной станции Маслову Петру, работникам прачечной, начальнику испытательной станции и председателю первичной организации ДОСААФ КНЗ Буторову Владимиру Афанасьевичу. Председателям ДОСААФ Никулину Владимиру Семёновичу, Кокшарову Сергею Михайловичу, Бетеву Владимиру Леонидовичу, Оплетаеву Николаю Яковлевичу, незаурядному и энергичному оптимисту и общественнику Рейнард Валерию Александровичу. Прошу прошения, если кого-то невольно не вспомнил. Спасибо огромное всем, кто помог словом и делом. Многих из тех, кто помогал, уже нет рядом с нами, но память о них и их делах осталась в наших сердцах.
За точность и хронологию событий я не ручаюсь, но примерно всё было так.
Если я правильно ориентируюсь в годах, то в 1976 году председателем первичной организации ДОСААФ КНЗ был избран Буторов Владимир Афанасьевич. Мой дед был активным общественником. Как летом 1976 года на заводе появились 3 новеньких спортивных ижа, я не знаю (мотоциклы помог приобрести инструктор райкома комсомола Катайского района Никулин Владимир Семёнович). В придачу к ним из гаража ДОСААФ притащили два "козлика" с очень большими задними звёздочками. Все мотоциклы хранились в железном гараже около испытательной станции. Пробовать свои силы в укрощении ижей пробовали Хабаров Леонид, Братья Ерёменко: Сергей и Валерий, Зырянов Сергей и др. «Козликами» верховодили Чернов Евгений и Мартюшев Михаил. Первые тренировки проходили в «Тополиной роще» Во время тренировок у Чернова Евгения не раз ломалась рама «козлика». Помню, как летом 1976 года дядя Женя предложил мне попробовать проехать на "козлике", мне было 12 лет. На следующий день для ежедневных тренировок дед привёз почти новый дорожный "Минск", естественно, это был мотоцикл, изъятый у нарушителей ПДД. Лето 1976 года прошло в немногочисленных тренировках и переделках мотоциклов.
В конце 1977 года приобрели три новеньких чёрненьких ковровца, правда предназначены они были для мотобола, а не мотокросса (у них был низкий центр тяжести, удлиненная база, небольшой ход передней вилки и задней подвески). Один дали Чернову Евгению, второй Мартюшеву Михаилу, а третий Кобякову Александру. Освободившиеся «козлики» достались "Грозному местному бандиту Джону" - Меньшикову Евгению, стажёру слесаря электрика 1 корпуса, и Усольцеву Сергею.
С Усольцевым Сергеем зимой произошёл забавный случай. В выходной день гонщики возвращались с тренировки. Замыкал группу Сартаков Владимир на иже. Главные входные ворота в ту пору закрывались только на праздничные дни, в остальное время путь преграждала натянутая цепь. Пропустив спортсменов, цепь не подняли. Мы с дедом как раз подъехали к проходной. Выйдя из машины, я увидел, что к воротам приближается отставший Усольцев Сергей. Когда Сергею до ворот оставалось 15-20 метров цепь неожиданно подняли. О ужас! Отворачивать ни влево, ни в право было нельзя, там стояли машины, затормозить на льду тоже не получалось, я затаил дыхание в преддверии непоправимого, но Сергей положил мотоцикл набок и пролетел под цепью вместе с мотоциклом, потом каким-то чудом, не останавливаясь, поставил его на два колеса и уехал в гараж. Мы с дедом пошли его догонять. Надо сказать, что расстояние от проходной до гаража было не меньше километра. Когда мы подошли к гаражу, то все весело смеялись и подтрунивали над Сергеем. В ту пору ему было 16 лет. Весной 1978 года его призвали в армию, и в мотоспорт он больше не вернулся.
К зиме 1977 года я уже достаточно уверенно ездил на дорожном «Минске» и мой дядька – Чернов Евгений доверил мне обкатывать своего «ковровца». Обкатка проходила на поляне около насосной станции в районе реки Катайки по улице Зелёной. Меня переполняла радость от вождения спортивного мотоцикла. В феврале 1978 года в районе стадиона «Труд» трактором прогребли трассу и в честь 23 февраля были проведены соревнования с общим стартом продолжительностью 25 минут + 2 круга. Это были первые соревнования для меня и моего друга Лаптева Николая. Ох и нападались мы с ним! От пота мы были мокрые, как жабы. Многочисленные зрители не успевали нас поднимать (покрышки на «козликах были почти «лысые»). Отчётливо помню свои мысли, скорее бы финиш, как долго тянутся 25 минут. Кто из нас тогда приехал первым, честно не помню, но для нас это было и не важно. В понедельник в школе мы с Колей были героями. Вскоре вместе с нами в мотоклуб стал ходить Ватолин Юрий, который был старше нас с Колей на 2 года.
Летом 1977 года на заводе и ГПТУ-3 появились по одному мотоциклу МЦ, но опять же не предназначенному для мотокросса. Мотосекцию в ГПТУ-3 возглавлял Даниличев Виктор Николаевич. В ГПТУ-3 на МЦ гонял Меньшиков Сергей Александрович. На КНЗ МЦ отдали Сартакову Владимиру. После пробных заездов стало понятно, что МЦ, хоть и 250 кубиков, но намного резвее Ижа. Первая же тренировка показала бессмысленность езды на таком мотоцикле в мотокроссе, т.к. МЦ был предназначен для Эндуро (у него стояли осветительные приборы, покрышки имели не сильно развитые грунтозацепы, ход передней вилки и задней подвески был средний). Сартаков старался ездить аккуратно, чтобы не загнуть перья передней вилки. Мотор МЦ позволял ездить резко и быстро, а ходовая была слабой. Летом 1977 года продолжались совместные с командой ГПТУ-3 тренировки, и проходило отсеивание случайных желающих. К середине лета 1977 года стало понятно, что вариться в собственном соку бессмысленно и было принято приглашение далматовцев на товарищескую встречу команд мотоклуба «Комета» из Далматово и КНЗ г. Катайск, которая состоялась 10 июля 1977 года в Далматово. Оснащение техникой и экипировкой у Далматовцев было намного лучше, чем у нас, у них уже были чезеты. Естественно, что они в первоначальных товарищеских встречах занимали первые места.
Весной 1978 года МЦ поменяли в Шадринской автошколе на настоящий ЧЗ 400, правда б/у с угловатым бензобаком и нижней выпускной трубой, который достался Джону. Вскоре после этого приобрели два новых ЧЗ 250 с жёлтыми бензобаками в форме дыни и верхней выпускной трубой. Один дали Чернову Евгению, а второй Мартюшеву Михаилу. На тренировке у Михаила произошёл казус, он отказался от Чезета в связи с его большой мощностью, и ЧЗ достался Сартакову Владимиру.
Первоначально состав гонщиков сильно менялся, многим почему-то казалось, что езда на кроссовом мотоцикле - это как пешая прогулка по парку, а на деле многие после первой же поездки отказывались от дальнейших тренировок, а многие заканчивали пробу переломами рук и ног. В конце весны - начале лета 1978 года мотосекция Катайского насосного завода переехала в деревянное здание по ул. Заводская 5, напротив проходной 2 цеха. Председатель первичной организации ДОСААФ КНЗ Буторов В.А. и руководитель мотосекции Чернов Л.А. после переезда в новое здание провели опрос: Как будем называть клуб? Предложений было много, но Буторов сказал, как отрезал: «Мотоклуб «Патриот». Возражающих не было.
Постепенно стал вырисовываться костяк команды: Джон на ЧЗ 400, Сартаков и Чернов на ЧЗ 250, Ерёменко Сергей на Иж 350, я на ковровце, Коля Лаптев и Юрий Ватолин на «козликах».
В июне 1978 года в Далматово состоялись областные соревнования. Судейская коллегия нас сначала не допустила к соревнованиям, т.к. ни у кого не было страховок от несчастного случая, а все спортсмены мотоклуба «Патриот» были бээрами (т.е. безразрядниками). Страховки в спешном порядке оформили в Далматово, утрясли все организационные вопросы и приступили к тренировкам. Соперники на тренировке обгоняли нас, как стоячих. Зрители ликовали, когда мимо них проезжали их кумиры: Тихий, Белоногов, Безгодов, Кащеваров, Завьялов, Сухоруков, Баитов, Богданов, Гуйда, Топорков, Вологин, Замятин. Нас никто не знал, а учитывая, с какой скоростью мы ехали, громко присвистывали вслед. В нашем стане началась паника, как так у Сартакова и Чернова новые мотоциклы, а их легко обгоняют. Дед пошел, как говорится в народ узнать, в чём дело. Выяснилось, что на стандартных мотоциклах никто не ездит. У передних вилок увеличивают ход, в задних амортизаторах меняют масло. К окончанию тренировки пришло какое-то понимание трассы, которая была совсем не такой медленной как в «Тополинной роще».
Трасса в «Тополиной роще» искусственно была сделана медленной, т.к. конструкция имеющихся мотоциклов (ходовые качества) не позволяла быстро двигаться по пересечённой местности. С этой целью длина прямых была ограничена поворотами. На трассе имелось два крутых и высоких косогора, сложность штурма которых была обусловлена наличием в их подножии бьющих ключей. Разгонная площадка была сильно увлажнена и мешала набрать достаточную скорость для разгона. Это было, пожалуй, самое интересное для зрителей и мучительное для спортсменов препятствие. Даже опытные далматовские гонщики на чезетах не сразу покорили эти высоты. «Козлики» же могли забраться на гору только с помощью ездока и зрителей. Во время гонок я и другие, незадействованные в заезде, дежурили на горе для помощи спортсменам. Поведать, как выступила молодая команда мотоклуба «Патриот» я не могу, но о нас узнали. И мы уже имели представление кто и как едет. По приезду домой Дед поставил задачу – опередить для начала далматовцев.
Вскоре после далматовских соревнований из любопытства в мотоклуб пришёл Нерсесян Юрий Николаевич. Он осторожно всё посмотрел, попросил прокатиться на чезете Сартакова. Ничто не выдавало в нём мотокросмена, а природная скромность не позволила якать. Сартаков сказал: бери, но если с первого раза не тронешься, второго не будет, и добавил: «А вообще-то сначала заведи его». Юра потрогал цилиндр, мотор был холодным. Он открыл краники, наклонил мотоцикл почти до самой земли, поднял и завёл с первого раза. Такого способа запуска холодного мотора мы не знали и были немало изумлены. Что бы открыть ножку кик стартера, надо было знать маленькую хитрость и он её знал, как знал и то, что мотор чезета заводится резким пинком по ножке кикстартера, иначе можно получить травму ноги при отдаче незаведённого мотора. Все присутствующие начали переглядываться. Юрий прогрел мотор и попросил шлём. Сартаков, не понимая ещё, что перед ним профессионал, принёс обычную уродскую мотокаску. Но Юрия это не смутило, он надел её и был настолько смешон, что все громко засмеялись. То, что произошло дальше, потрясло всех. Юрий тронулся безукоризненно и выехал со двора мотоклуба в сторону улицы Ленина, там развернулся и легко поставил мотоцикл на заднее колесо, проехал участок улицы Заводская от ул. Ленина до ул. Свердлова на заднем колесе при этом он переключал передачи с первой до пятой, филигранно гарцуя в положении «свеча». На обратном пути он продемонстрировал езду на заднем колесе с переключением передач с пятой на первую. Такого никто раньше не видел. Всё, что удавалось Сартакову и Меньшикову, это оторвать переднее колесо на 60-70 см от земли и проехать на заднем колесе 5-10 метров. Все были, как модно сейчас говорить, в ШОКЕ. Это было практически на глазах всего коллектива мотоклуба. Юра сразу стал Звездой. Мы начали спрашивать наперебой, кто он такой, откуда приехал, где занимался и много-много чего ещё. Передавая мотоцикл Сартакову, Юрий сказал, что на таких стоковых мотоциклах на мотокроссе не ездят, с такой ходовой только хорошо ездить на заднем колесе, что и было нам продемонстрировано. Из рассказа нам стало понятно, что во время какого-то кавказского конфликта семья Нерсесян переехала в Рустави, где Юрий занимался в детско-юношеской спортивно-технической школе мотокроссом. Имел спортивный разряд «кандидат в мастера спорта». В Катайск приехал со старшим братом Врежиком зарабатывать деньги на стройке. Естественно, он подробно объяснил как нужно переварить раму и усовершенствовать переднюю вилку. Первым решился Сартаков. Джон показал свой чезет и сказал, что у меня уже переваренная рама, Юрий пояснил почему рама у чезета Джона сварена неправильно. Следующая неделя была посвящена разборке мотоцикла Сартакова, заготовке деталей и собственно сварке. В результате модернизации ход задней подвески увеличился со 190 до 300 мм, передней вилки с 200 до 240. Ходовые качества мотоцикла изменились до неузнаваемости. Сартаков просто парил над трассой. Юра уехал на работу, но иногда по выходным приходил в клуб. Мне было интересно с ним общаться, и я выведывал у него разные тайны. Он очень многому меня научил в тактике и в теории гонок и в управлении мотоциклом, за что я ему очень благодарен. Два Евгения, Чернов и Меньшиков, попробовав мотоцикл Сартакова, принялись в срочном порядке переваривать рамы и удлинять вилки. У меня было всё записано в тетрадочку. И я тоже стал модернизировать ходовую своего ковровца, и надо сказать небезуспешно.
На К-175 я проездил зиму, весну и часть лета. Зимой во время зимних гонок около стадиона я упал в колее, и мотоцикл придавил меня своим весом, да так, что моя правая нога попала под горячущий глушитель. Пока я выбирался из под мотоцикла, получил обширный ожог икры правой ноги. Это довольно мучительная травма, т.к образовавшаяся коростина при ходьбе трескалась и вызывала сильную боль. Весной на открытии сезона по мотокроссу в Далматово я сильно разогнался и прыгнул не на склон, а на стол с высоты 5-6 м. В результате такого полёта я ударился лицом об перекладину руля и потерял зуб.
В конце июня дед сообщил мне, что нужно ехать в Шадринск за «макакой». Дед пояснил, что обком ДОСААФ выделил нашему клубу новый Чезет 125, он уже находится в Шадринске, и этот Чезет предназначен мне. Трудно словами передать ту радость, которая творилась у меня на душе, тем более, что за мотоциклом надо было ехать практически немедленно т.к. пришла машина ГАЗ-52. В Шадринск поехали вчетвером: водитель и дед в кабине, а я и Сартаков в кузове. В Шадринской автошколе стояло в упаковке три ЧЗ 984 125 см3. По совету Сартакова я не стал выбирать, а взял тот, который стоял первым, и он меня не подвёл.
Удовольствию и радости от управления новеньким чезетом не было предела. Первыми соревнованиями на Чезете был Традиционный мотокросс памяти Е. Грингаута в г. Шадринске 8 июля 1979 года. Накануне шёл дождь, и трасса представляла из себя месиво. Если по сухому я управлял чезетом хорошо, то в грязь это у меня не получалось. На тренировке особенно трудно давался, а вернее не давался совсем двухступенчатый глиняный подъём. Я и в натяг пробовал, и с разгона, и так и сяк, но никак. Дело дошло до слёз. В это время дед давал мне наставления, а мимо проходил щуплый паренёк невысокого роста, которого заинтересовал наш с дедом диалог. Я говорил, что чезет - это плохой мотоцикл, и лучше я поеду на ковровце (который на всякий случай привезли с собой), чем на этом чезете, который только по сухому может ездить. Пареньком оказался Александр Платонов, и он обратился ко мне со словами: «А давай я тебе покажу на что способен твой мотоцикл». Меня это заинтересовало, и я передал мотоцикл незнакомцу. Александр спустился на мотоцикле с середины подъёма вниз, отъехал за поворот и с немыслимой скоростью промчался мимо нас в подъём перепрыгнув ступеньку. Потом он развернулся на горе и спустился к нам. Оказалось, что надо не ехать по грязи тыр-тыр-тыр, а открывать газ на полную, что бы набрать «ход» и на скорости преодолевать препятствия.
На следующий день погода настроилась, и дождя больше не было. Я провёл хорошую гонку, правда не обошлось и без казуса - на длинном «тягуне» я попал передним колесом в рытвину, меня выбросило из седла так, что я после приземления коленом сделал в бензобаке большую вмятину, но не упал и успешно финишировал, заняв 10 место. А вмятина так и осталась на память о моём первом боевом крещении на Чезете.
Постепенно география нашего участия в мотокроссах стала расширяться за пределы Курганской области. Первым таким соревнованием был мотокросс 1-2 сентября 1979 года в п. Ново-Синеглазово Челябинской области. Гонка в каждом классе проводилась в три заезда. В этой гонке мне не повезло, у коленвала открутилась гайка, и мотор начал «хлебать» масло, в результате - 6 место.
6-7 октября в Кургане состоялся традиционный мотокросс в честь дня Конституции. Это была уже вторая моя поездка в Курган на мотокросс и первая в качестве участника. Трасса находилась в д. Заборка, это 32 км от Кургана в сторону Звериноголовского. Трасса нас встретила «приветливой» пылью и ярким солнцем, на душе было хорошо. Я первый раз выступал на этой трассе, и она мне очень понравилась. Трасса была устроена на крутом косогоре и изобиловала множеством длинных подъёмов и спусков. В этих соревнованиях я занял 4 место. Впоследствии на этой трассе мне всегда сопутствовал успех.
Это лишь небольшая часть истории мотоклуба «Патриот».
Пользуясь случаем, поздравляю всех мотокроссменов мотоклуба «Патриот», всех любителей мотоспорта и причастных к нему людей с 95 годовщиной рождения Катайского района. Призываю молодых жителей района увлекаться, заниматься и развивать мото и авто спорт в Катайском районе!
Ковригин Юрий Николаевич




Поделиться этим материалом в социальных сетях: