Повышению эффективности проверок способствовало введение такой формы надзора, как административное обследование земельных участков. Оно проводится дистанционными методами, то есть без участия правообладателей и без доступа на земельный участок государственных земельных инспекторов.
Кроме того, Росреестр одним из первых внедрил риск-ориентированный подход при осуществлении государственного земельного надзора. В рамках такого подхода установлены закономерности увеличения числа нарушений и тяжести их последствий в зависимости от характеристик земельных участков.


Например, к категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
При этом земли, вошедшие в категорию низкого риска, в плановом порядке нами проверяться не будут. Однако если к нам поступит информация о наличии признаков нарушений на земельном участке или если мы такие признаки установим при проведении административного обследования, инспекторами будет проведена внеплановая проверка. В ее ходе они установят все обстоятельства, проверят доводы о нарушении. Если доводы подтвердятся, примем меры по привлечению виновного лица к ответственности, а также по устранению нарушения.