Ежегодно 9 декабря, начиная с 2004 года отмечается «Международный день борьбы с коррупцией», который провозглашён 31 октября 2003 года на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеей ООН.

Так, в этот день в 2003 году в Мексике открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована в Российской Федерации Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ) .

Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

 Указанное событие подчеркивает важность и актуальность проблемы борьбы с распространением коррупции не только в рамках отдельной страны, но и на мировом уровне.

Противодействие коррупции, ее выявление и устранение является одним из приоритетных направлений деятельности, как международных организаций, так и правоохранительных и надзорных органов Российской Федерации.

Согласно положениям действующего законодательства, а также научной литературы, коррупция - это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.

Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями (дача, получение взятки, коммерческий подкуп).

Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.

Законодательство о противодействии коррупции, действующее на территории Российской Федерации является обширным, в числе основных законов необходимо отметить Закон о противодействии коррупции, об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В целом, в рамках антикоррупционного законодательства принято и действует множество других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции.

С учетом обозначенной нормативно-правовой базы, а также международных норм и правил формируется государственная антикоррупционная политика, которая представляет собой совокупность мер и механизмов, закрепленных на уровне норм национального и связанного с ними международного права, направленных как на противодействие коррупционным правонарушениям, а также иным действиям коррупционного характера, так и на их предупреждение.

При этом, антикоррупционной политика в государстве строится на принципах научности, оперативности, последовательности и постепенности, недопустимость установления двойных стандартов, сочетания ограничительных и стимулирующих правовых средств, тесного сотрудничества международных организаций, институтов гражданского общества и государства, комплексного использования научных (всестороннее исследование коррупции, выявление слабых, «уязвимых» ее мест, разработка системы противодействия коррупции), организационных (создание различных структур и их действия по борьбе с коррупцией), правовых (в первую очередь правотворческих - разработка и принятие законов) и иных мер.

Говоря о мерах по противодействию коррупции необходимо отметить, что последние могут быть как разовые, так и постоянные.

Широко используются меры по профилактике коррупции, под которыми понимается предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции).

Исходя из требований законодательства в государственных органах, организациях различных форм собственности, в зависимости от определенных условий, установленных действующим законодательством, должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д., также организована работа с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.

Кроме профилактики коррупции активно ведется борьба с коррупцией, которая также, как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении.

Вместе с тем, борьба с коррупцией в отличии от профилактики предполагает еще и пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

Последним занимаются правоохранительные органы, а их деятельность координирует Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).

Необходимо также отметить, что несмотря на наличие выработанной государственной политики по противодействию коррупции, международного сотрудничества в данной сфере, наличия мер по ее профилактики и борьбе с коррупционными проявлениями, в указанной сфере имеется масса проблемных вопросов, решение которых только лишь государственными органами без участия граждан представляет определенные трудности и является недостаточно эффективным.

В связи с изложенным, необходимо обратить внимание на то, что качество, эффективность борьбы с коррупцией и минимизация последствий ее проявления зависит и от каждого из нас.

В виду чего, обращаем Ваше внимание, что в случае установления фактов коррупционных проявлений, незамедлительно, используя различного рода средства связи и коммуникации (по средствам сети «Интернет», телефонов горячих линий) необходимо сообщить об этом в правоохранительные органы либо в прокуратуру района, в последнем случае по номеру телефона: 2-45-40.

Н.А. Захаров, 2-26-60